
Откровенный разговор
Беззаветно и радостно трудясь, в ставшем для меня родным, техникуме, я сам того не замечая, 60 лет своей послевоенной трудовой жизни, наряду с экономикой, посвятил созданию коллектива художественной самодеятельности в техникуме. Дело это оказалось трудным. До 1990 года активно помогали Комитети комсомола и партийное бюро техникума. С 1990 года, после создания Украины, как самостоятельного государства, вопросами работы кружков художественной самодеятельности перестали заниматься все общественные организации, и я стал искать поддержку у классных руководителей учебных групп. У кого же еще?! В техникуме более 40 учебных групп и в каждой - свой куратор-воспитатель. У них есть план воспитательной и эстетической работы. Мне очень хотелось, чтобы наши планы по эстетическому воспитанию студенческой молодежи совпадали. Вадим Яковлевич справедливо утверждал, что «мы все вместе одну копну молотим!». Точное определение!
Я уверен, что личность студента формируется в правильном направлении только в том случае, когда все его наставники, обладая обширными знаниями в области поведения и быта, в области искусства, в области красоты и чуткости души, совместными усилиями сумеют сформировать правильное мировоззрение по отношению к обществу, Родине, окружающей действительности. Тогда мы достигнем успеха в главном - в успешной учебе студента.
По просьбе заместителя директора КЭМТа по воспитательной работе, B.C. Когута, я выступил на общем совещании классных руководителей техникума. Каково же было мое удивление и разочарование, когда на этом совещании я взаимопонимания не нашел, ни у классных руководителей, ни поддержки со стороны заместителя директора техникума по воспитательной работе, присутствовавшем на этом совещании.
Большинство классных руководителей сторонились организационной работы, считая, что это дело самого руководителя отдельно взятого кружка и самодеятельности техникума в целом, то есть «взялся за гуж - не говори, что не дюж...» В дальнейшем на обращение за помощью к классному руководителю, от руководителя духовного оркестра или ансамбля баянистов проконтролировать посещаемость кружка, звучало: «Ну, вот, опять начинается»... или что-нибудь в этом роде. Я и письменно не однократно обращался к классным воспитателям, писал списки уклоняющихся от репетиций, обращался даже - «SOS!» - помогите! Но, увы! А ведь просьбы были простейшие - проконтролировать посещаемость кружков. И только Надежда Николаевна Угляренко, Юрий Андреевич Марченко, Людмила Сергеевна Мартыненко да Мария Васильевна Кутняк отнеслись с пониманием к нашим просьбам: побывали на репетициях, увидели своих воспитанников, узнали, кто пропускает репетиции, дети увидели их, почувствовали интерес к делу, которому уделяют свое свободное время, и постепенно все изменилось в лучшую сторону.
Луч света
Немного оживлялись классные руководители, когда объявлялся смотр - конкурс художественной самодеятельности учебных групп. Узнав тему смотра, начинается паломничество в нашу библиотеку для подбора литературы.
И вот тут я должен рассказать о нашей библиотеке, о ее замечательных сотрудниках. Их всего трое, но они дорогого стоят! Заведующая библиотекой Светлана Александровна Белевитина и библиотекари: Наталья Александровна Француз и Галина Федоровна Лузанова.
Три особы, беззаветно преданных делу обучения и воспитания студентов и наших педагогов. Они всегда готовы ответить вежливо и обстоятельно на любые вопросы посетителей. Только назовите интересующую вас тему или автора книги - и тут же услышите в ответ, где найти все вам необходимое.
У всех троих - «ни минуты покоя…», как поется в песне, поток посетителей почти не прерывается.
Все интересные и важные события и вопросы, происходящие в стране, по инициативе сотрудников библиотеки, систематизированы по темам в отдельные папки и подписаны названия тем, находящихся в папках.
Для литературы о музыке, о поэзии, о жизни композиторов, поэтов, для литературы, имеющей прямое отношение к художественной самодеятельности, выделены отдельные полочки на стеллажах. Если вам нужен необходимый материал – вам все подберут: и музыку, и стихотворения любого стиля. И делается все это доброжелательно, щедро, культурно и качественно.
Как многолетнему абоненту библиотеки, мне известен еще и закулисный, невидимый труд, этой преданной своему делу, «могучей кучки» из трех человек. Заведующая библиотеки - Светлана Александровна, например, обязана следить за техническими новинками, добиться финансирования, поехать в торговую сеть, оформить счет на оплату, а, получив материалы (книги), доставить их, зафиксировать в книге учета новые учебники, распределить их по учебным группам и присвоить книгам инвентарные номера, после чего раздать студентам при помощи Натальи Александровны или Галины Федоровны. А еще для «продления жизни» книг своевременно их «ремонтировать», а еще...
И библиотекари, и заведующая библиотекой - это святые труженики (ко всему и малооплачиваемые), подвижники, с любовью относятся к любой книге: и к художественной, и к технической или политической. Наша библиотека - это настоящий «кладезь знаний», а все трое сотрудников его - хранители и первые помощники студентам и педагогам, и не только в период подготовки к смотрам художественной самодеятельности…
Тесно сотрудничая с работниками библиотеки, мы договорились выступить в читальном зале с вокальным ансамблем «Юность» ко Дню Победы перед студентами, посетителями библиотеки, и нас приветствовали аплодисментами. Позже провели там День юмора, а затем - подготовили выступление ко дню рождения поэта Булата Окуджавы. И еще в читальном зале библиотеки мы провели первый показ спектакля (отрывок из «Энеиды») к 200-летию со дня рождения Ивана Котляревского.
Хочется выразить благодарность работникам библиотеки, которые всегда помогали развитию художественного самодеятельного творчества и всячески способствовали студенческой молодежи проявлять свои творческие дарования.
Инна Дарховер
В 2000 году к нам в техникум поступила на специальность «Электроснабжение ж.д.», прелестная девушка из Нежина по имени Инна. Когда она посетила репетицию хора, я сразу же обратил внимание, что партия альтов стала петь стройнее и без фальши. Это произошло благодаря присутствию Инны. Её прекрасный слух и сильный лирический голос способствовали укреплению в хоре партии альтов. Позже выяснилось что Инна прекрасно поёт индивидуально, она пропела мне несколько своих любимых песен, я с восхищением слушал её исполнение.
У Инны был свой репертуар, ей не нужен был аккомпаниатор: у неё были в прекрасной обработке свои музыкальные записи на магнитной плёнке в тональности её голосового диапазона.
Все четыре года учёбы Инна пела, но это не мешало её учёбе – она получала Президентскую стипендию. Пела на всех праздниках в концертах, на конкурсах, где всегда побеждала. Её любил и обожал весь наш коллектив. Окончив отлично техникум, Инна получила направление в Управление Юг-Зап. Ж.д. но продолжает выступать и в КЭМТе.
Оставляя техникум Инна написала мне красиво оформленное Послание от себя и всей учебной группы:
«Дорогой наш Виктор Александрович! Мы выражаем Вам благодарность за то, что дали нам глубокие знания по экономике, может нам теперь удастся поставить экономику Украины на такую высоту, чтобы она работала на благо простых тружеников, чтобы все зажили в достатке и радости, могли посещать театры, концерты, чтобы люди стали ближе к искусству. Спасибо Вам за тот живой ручеёк, который проник в наши души и благодаря Вам, журчит на нашей сцене, сколько существует КЭМТ.»
Пусть голова Ваша седа – зимы Вам нечего бояться.
Ваши года – вот это да! Они огромное богатство.
Пусть в сердце Вашем никогда звучанье песен не угаснет.
Пусть будет ласковой зима, а осень доброй и прекрасной.
Цените, помните всегда КЭМТовское наше Братство.
Живите с музыкой всегда! Ведь это целое богатство!
Инна Дарховер и Ваши поклонники-студенты.
11 марта 2004 года. «Последний звонок»
Мои верные помощники и единомышленники
Одни руководители безразличны к тому, как выступят их дети на очередном смотре самодеятельности. Иные, настоящие любители художественного творчества, помогают студентам выбрать актуальную тему, найти литературу, раздобыть нужные костюмы, подсказать, как правильно составить программу выступления, назначить ответственного за подготовку и т. д.
Мне хочется назвать их и кратко рассказать об их деятельности при подготовке учебных групп к смотрам-конкурсам. Они работали в разные годы, но мы не должны их забывать.
Владимир Иванович Рябцев - классный руководитель в группах энергетиков еще в 1980 году. Отличался умением и группу свою подготовить отлично и сам с ними вместе выступить.
Оригинальные номера готовил, раздобывал где-то необходимые костюмы, репетировал старательно и требовательно. Пел и сам, как солист. Пел элегантно, с душой.
Особенно нашему коллективу запомнилась в его исполнении неувядаемая песня «Листья желтые». Его группа всегда была на смотрах-конкурсах в числе призеров.
Ольга Николаевна Комаровская - классный руководитель на отделении АСУ - умелый классный руководитель и организатор. Она отличалась отличными выступлениями на всех смотрах - конкурсах так как сама готовила танцевальные номера, привлекала выступать свою дочурку. Ее танцевальные номера были оригинальными, новыми, разных народов, прекрасно костюмированы. Не стесняясь ни своих коллег – преподавателей, ни учеников, не один раз танцевала с группой вместе в поставленных ею танцах. Молодец! Группа гордилась ею и верила ей. За 4 года классного руководства - трижды была среди призеров и дважды группа заняла первое место.
Надежда Николаевна Угляренко – женщина, которая умела (и сегодня тоже) увлечь других и повести за собой. Прекрасный педагог-литератор, сегодня она - заведующая отделением АСУ. Но в недалеком прошлом была классным руководителем. Ее группа за три с половинной года обучения каждый раз занимала первое призовое место. Во всех выступлениях преобладала украинская народная тематика: и в художественном чтении, и в песнях, и в танцах - народные костюмы, безупречные исполнители.
Все свое свободное время она проводит с учебной группой, наставник и друг студентов.
НАДЕЖДА НИКОЛАЕВНА УГЛЯРЕНКО.
ВЫПУСК 1962г.
Все важнейшие даты КЕМТа (120-125-130-летия) проходят с ее участием: Надежда Николаевна - ведущая в торжественных концертах. Любимица зрителей. Для своего отделения (она в прошлом окончила АСУ) написала «Марш отделения АСУ».
Студенты техникума любят и уважают ее. В ее характере преобладает стремление к достижении цели, хорошее организационное начало и требовательность к себе и подчиненным.
Мария Васильевна Кутняк - талантливый педагог, преподаватель английского языка. Классный руководитель группы ЭТ, где учатся все мальчики (и одна девочка), она сумела найти подход к юношам - всегда готовила с ними в хоровом исполнении украинские народные песни. С помощью библиотеки, я помог им подобрать интересные патриотические песни, подобрали украинские народные костюмы и вместе с концертмейстером Юрием Ивановичем Куляевым, мне удалось их подготовить для достижения призовых мест. Но главная заслуга принадлежала Марии Васильевне, благодаря требовательности и любви к своим воспитанникам. Хороший коллектив образовался, но, к сожалению, перед 4-м курсом из-за производственной (учебной) необходимости, эту учебную группу разделили на две и расставание их с Марией Васильевной было трогательным и незабываемым.
Владимир Андреевич Самсонов - преподаватель высшей категории, классный руководитель учебной группы на базе средней школы. Готовясь к смотру-конкурсу художественной самодеятельности, всегда нацеливает своих студентов на призовое место. Он не ставит танцы (это делают сами танцоры из его же группы), сам лично, не поет и не играет на музыкальных инструментах. Главное его качество - организатор. Ему хорошо известно, кто из его студентов посещает хор, кто обладает хорошим голосом, кто танцует в танцевальном кружке, кто активно помогает ему в группе. Владимир Андреевич умело работает со своим активом: составляя программу, обращается в библиотеку, к Юрию Ивановичу Куляеву - просит поработать с солистами. Студенты безустали репетируют.
Перед выступлением, проверяя звуковую аппаратуру, Владимир Андреевич выступает уже как режиссер-постановщик, осветитель и звукорежиссер, обеспечивая всесторонне успех своей группы. Призы его группа получает на всех смотрах – конкурсах. Студенты его группы дружны и учатся тоже хорошо.
Тамара Васильевна Соловьева - опытнейший педагог, преподавательница черчения, перегружена после уроков бесконечной проверкой чертежных работ. Однако находит время для работы со студентами. Подготавливая выступления, обращается в библиотеку, к руководителям хора и оркестра. Серьезная и требовательна «мама», она нередко добивается призовых мест.
Алексей Петрович Стецюра – в прошлом – наш выпускник и руководитель профсоюзной организации. Будучи классным руководителем, как тонкий психолог, умело организовывал, увлекал и готовил своих студентов для участия в смотрах – конкурсах, и получал призовые места.
Елена Владимировна Пирогова - прекрасный педагог и воспитатель. Работала с группой одиннадцатиклассников. Благодаря своей требовательности и настойчивости сумела подобрать «ключики» к своим воспитанникам и группе неоднократно доставались призовые места.
Людмила Петровна Мошковская – педагог и воспитатель. Все свое свободное время уделяла этическому воспитанию учеников. Результат – они достойно учились и выступали на ежегодных конкурсах художественной самодеятельности. В этом ей активно помогал ее супруг, он же – руководитель танцевального кружка. Успех был достигнут. Группа всегда в призерах.
Юрий Андреевич Марченко - серьезный и строгий преподаватель в группе «энергетиков», где преподавал и я. Он был очень требовательным и коллектив группы его уважал. Несколько раз он просил меня провести беседу об этике: о музыке, живописи, о самодеятельном творчестве. Почти вся группа пела у меня в хоре. К групповым смотрам его студенты готовились очень серьезно, и Юрий Андреевич за этим следил и строго требовал посещения репетиций. У него в группе учился хороший баянист Вася Коваленко. Было и два хороших солиста – Тарас Мовчан и Сергей Довженко. Это группа 4ЭЛ-А всегда была в призерах.
Коллектив техникума до сих пор сожалеет о безвременной смерти Юрия Андреевича Марченко.
Ольга Дмитриевна Литвинчук с большой ответственностью готовила свою группу к каждому смотру художественной самодеятельности. Вместе с активом группы подбирала необходимую литературу, обращались за помощью к руководителям кружков (хора, баянистов).
Обладая твердым характером и требовательностью, организовывая и нацеливая своих студентов на победу в смотрах, Ольге Дмитриевне и ее воспитанникам удавалось достичь успеха на смотрах.
Преподаватель электротехники и классный руководитель Ольга Петровна Кириченко, невзирая на трудности, возникающие при подготовке к ежегодным смотрам-конкурсам, серьезно и с волнением к этому относилась. Организовав в группе активистов и назначив культорга группы старшим и ответственным за подготовку, сама не уклонялась от участия: обращалась к руководителю хора, просила нашего концертмейстера помочь с записью музыки и сама проводила репетиции. Группа неоднократно была в призерах.
Людмила Сергеевна Мартыненко, преподаватель с большим стажем. Она настоящий любитель искусства, она и сына приобщила к музыке (играл отлично на гитаре). И когда ее учебная группа начала принимать участия в конкурсах-смотрах, Людмила Сергеевна собрала актив группы и поставила задачу: бороться только за первое место! Не все сразу удалось. Но постепенно, уточнив свои возможности, организовала выступление солистов и подготовили художественное чтение. Особенно удавались танцы. Сначала танцевали украинские народные. По совету Людмилы Сергеевны разучили бальный танец. Понравилось. И на следующий год добились таки признания - Первое место. Организатором и вдохновителем художественной самодеятельности в группе стала «классная мама», как ее, любя, называли студенты. Она была доброй, в то же время очень требовательной женщиной, любящей своих воспитанников.
Шестерых из них я помню и назову:
Юля Гушеватая и Витя Миронец,
Оля Гушеватая и Миша Павлюк,
Марина Кравчук и Коля Батичко.
Танцы в их исполнении так никто и не смог превзойти. Они же были призерами и городского конкурса. Кто помог им поверить в себя и достичь успехов? Их любимая «классная мама», немолодая уже женщина, но с молодой душой - Людмила Сергеевна Мартыненко.
И, наконец - Юрий Валерьевич Клецов - молодой энергичный преподаватель на отделении «Электротяга». Я знал его давно, еще в ту пору, когда он еще у нас в техникуме учился. Тогда он жил в общежитии и был председателем Совета общежития. Был коммуникабельным юношей, играл на баяне в ансамбле баянистов техникума и на смотрах-конкурсах выступал за свою группу, в которой тогда еще учился, так что с конкурсами самодеятельности был хорошо знаком. Отлично декламировал стихотворения, и я его часто включал в концертные программы - и с баяном, и со стихами. Шли годы, и Юра Клецов с отличием окончил КЭМТ, а потом и ДИИТ, и возвратился в наш техникум уже преподавателем. Со временем его назначают классным руководителем группы девятиклассников на родном ему отделении «Электротяга». В группе, которая ему досталась, были только юноши. Но Юрий Валерьевич подобрал к ним «ключи» - увлек их музыкой, а играл он на баяне, как заправский мастер. И после ряда бесед, Клецов предложил организовать инструментальный ансамбль: ударная установка, гитары, ксилофон, причем «первую скрипку» исполнял классный руководитель на баяне. Ансамбль «Этэшники» (так они сами назвали свой ансамбль, ставший любимцем на отделении), всегда встречали и сопровождали возгласами «этэ!» - «Этэ!» - «Этэ!», что, очевидно, выражало высшую степень признания.
После полугодичной подготовки, «Этэшники» успешно выступали на смотре-конкурсе, но… призерами тогда не стали - надо было усовершенствовать мастерство и внешний вид. Клецов это принял к сведению и в следующий смотр-конкурс «Этэшники» стали призерами.
Классному руководителю это стоило много времени, огромного труда и нервов. Зато отделение ЭТ обогатилось молодежным ансамблем (всего лишь 2-й курс - и уже), который и на танцах играл, и «огоньки» проводил, их все хвалили, восторгались, а многие классные руководители удивлялись, а то и завидовали.
А Юрий Валерьевич успевал еще и в ответственных концертах техникума лично принимать участие: мы вместе к 60-летию Победы дали шефские концерты в ШЧ-9 станции Дарница и в Киевском государственном университете экономики и технологии железнодорожного транспорта. Юрий Валерьевич безукоризненно исполнял свою роль - был ведущим в этих концертных программах. Сегодня у группы Юрия Валерьевича иные заботы и проблемы: они готовятся к защите дипломов и к выпуску. Они уже на 4-м курсе, а этим все сказано. Но я уверен: классный руководитель Юрий Валерьевич Клецов и в этот раз подойдет к финишу успешно.
ЮРИЙ ВАЛЕРИЕВИЧ КЛЕЦОВ.
ВЫПУСК 1981 ГОДА
Мы с ним стали настоящими друзьями, еще, когда он учился в КЭМТе, и с тех пор дружба наша не угасла, она и сегодня «не тлеет», а «горит и горит» ярко!
А вот, еще один наглядный пример заботливого классного руководителя на отделении «Электротяга» - Наталия Станиславовна Ткаченко - молодая учительница, преподает «Электротехнику». Узнав, что объявлен конкурс-смотр самодеятельности, не раздумывая, обратилась ко мне за помощью. Ее группа, 492-ЭТ-11, только-только поступила в КЭМТ, о смотрах не имеет ни малейшего представления. Меня пригласили на собрание студентов группы - одни юноши, с ними готовиться сложнее. Я рассказал об условиях смотра, выяснил, что в группе есть юноша владеющей игрой на аккордеоне (это уже половина успеха!). После проверки ребят «на слух», почти всех записали в хор. Начало сделано. Вместе с классной «мамой», старостой и аккордеонистом подобрали две песни для хора и назначили первую репетицию. Подобрали чтецов-декламаторов, ведущих. Группа начала готовиться. Дважды я был у них на репетициях. У них в руках у каждого были слова песен (позаботилась классная «мама»). Она же проводила работу и с чтецами-декламаторами, аккордеонист Роман Бандровский занимался с Юрием Ивановичем Куляевым (это наш концертмейстер). Благодаря классной руководительнице ребята планомерно готовились и хорошо выступили - 1-е место на отделении ЭТ в 1992-м году. Успех был достигнут благодаря настойчивости и инициативе классной руководительницы Наталии Станиславовны Ткаченко.
Корифеи
Беседуя с преподавателями и сотрудниками техникума, мне удалось среди них выявить истинных любителей вокала и театра. Поэтому, работая с такими педагогами, мне удалось привлечь их к участию в наших концертах и торжественных вечерах. Видели бы вы, как радовались успеху своих учителей их дети, каким блеском сверкали их глазенки и как неистово они им аплодировали, вскакивая со своих мест в актовом зале. Таким учителям можно только позавидовать. Я от всей души благодарен этим педагогам и с удовольствием назову их имена и кратко расскажу о них.
Диана Архиповна Шабалова обладает чудесным низким голосом, как у известной певицы прошлых лет Лидии Руслановой, всегда исполняла народные песни, при этом актовый зал воспринимал ее с восторгом.
Светлана Михайловна Буянова. Появление ее всегда вызывало в актовом зале бурю оваций. Все ее любили и знали как прекрасного педагога. Ее мягкий лирический голос можно было слушать бесконечно.
Долгое время в наших концертных программах их выступления были центральными номерами. В 1996 году в нашем техникуме стала работать учительница Инна Николаевна Плотникова. Уже на первом конкурсе учебных групп она выступила в составе своей группы. Пела, сама себе аккомпанируя на гитаре. Блестящее исполнение! Ее песни звучали неоднократно и всегда с успехом.
После некоторой нерешительности в наших концертных программах, стали звучать песни, которые задушевно исполняла воспитатель общежития Вера Петровна Новова. Дети, всегда с любовью встречали ее на сцене.
Всю свою трудовую жизнь музыке посвятил преподаванию ЭЦ (электрическая централизация стрелок и сигналов) преподаватель Леонид Петрович Кошевой.
Мало кто знал о его увлечении музыкой. Он создал в техникуме вокально-инструментальный ансамбль, руководил им и выступал много раз.
Написанную им песню для хора “Місто Київ - зелен – сад”, мой хор несколько лет держал в своем репертуаре.
Еще одна сотрудница техникума, Валентина Емельянова Данченко - помощник директора техникума по кадрам - принимала активно участие в наших концертах. Она индивидуально готовилась к выступлениям с концертмейстером Юрием Ивановичем Куляевым. Зритель знал Валентину Емельяну по работе в отделе кадров и, всегда с восхищением слушал ее песни, проникнутые народной мудростью, патриотизмом и любовью к Украине.
ДІДОНА ТА ТРОЯНЦІ. ДО 200-РІЧЧЯ “ЕНЕЇДИ” І.КОТЛЯРЕВСЬКОГО.
С 1997 по 2000 год в библиотеке техникума работала Валентина Григорьевна Струменская. Хороший организатор, она сумела заинтересовать и привлечь к себе группу студентов для работы в драмкружке. Как руководитель и режиссер драмкружка, сумела в рабочее и в свободное от работы время, подготовить к празднованию 200-летия со дня рождения Ивана Котляревского, настоящий полуторачасовой спектакль «Енеїда». Руководимые ею юные актеры, сами создали костюмы для действующих лиц (т.е. практически для себя): Эней (О. Макушенко); Эол - (О. Волынец); Дидона - (Н.Матвеева); Сивилла - (В. Глащинська); Зевс - (А.Сидор); Венера -(И. Компанець); Бахус - (С. Малофиенко).
Подготовили костюмы и для троянцев. Всю работу возглавляла заведующая библиотекой Светлана Александровна Белевитина. Музыкальное сопровождение обеспечил наш концертмейстер Юрий Иванович Куляев.
Все выступления были подготовлены на хорошем уровне: удачные декорации, грим, костюмы, прекрасный текст. Зрители (наши же студенты и преподаватели) принимали импровизацию юных актеров «на ура!»
Очень жалко, что В. Струменская не долго проработав в библиотеке, уволилась. Молодежного театра не стало...